anlion (anlion) wrote in ua_telecom,
anlion
anlion
ua_telecom

У государства нет возможности принудительно отключить украинцам связь

Ни Госспецсвязи, ни национальный центр на сегодняшний день не смогут управлять сетями операторов, потому что технически они к этому не готовы


За годы независимости Украины у правительства так и не появилось ни технической, ни юридической возможности ограничивать или временно отключать доступ к телекоммуникационным услугам (мобильной и фиксированной связи, интернету, телевидению) в случае введения чрезвычайного положения или возникновения чрезвычайных ситуаций.

Отметим, в последние дни в СМИ и социальных сетях появилась спекулятивная информация о том, что сегодня отключат связь и интернет. Операторам и провайдерам якобы было разослано письмо, в котором их обязали отключить доступ к услугам в связи с введением чрезвычайного положения в стране.

Представители крупных операторов опровергли эту информацию. Как выяснил «Капитал», инструментов для отключения связи частных операторов у государства попросту нет. Согласно закону «О телекоммуникациях», при объявлении чрезвычайной ситуации управлением работы сетей начинает заниматься центральный орган исполнительной власти в сфере связи.

Им сейчас является Государственная администрация специальной связи и защиты информации. Техническую координацию должен осуществлять Национальный центр оперативно-технического управления сетями.

В 2004 г. Кабмин временно возложил исполнение функций центра на тогда еще государственное предприятие «Укртелеком».

Операторы связи в условиях ЧП должны предоставлять центру ресурсы своих сетей для предупреждений и оповещения населения, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведения мобилизации, обеспечения потребностей нацбезопасности и охраны правопорядка.

Кроме того, центр может допускать снижение качества услуг, устанавливать временное ограничение на их предоставление.

Но в 2011 г. «Укртелеком» был приватизирован. Сейчас он является собственностью компании СКМ. Поэтому государство должно было создать собственный центр на базе Госспецсвязи.

«Но он так и не был создан», — сообщил директор Украинского сетевого информационного центра Юрий Гончарук. «Национальный центр управления сетями сейчас, как мы понимаем, функционирует на базе «Укртелекома», несмотря на то что это уже частная компания», — отмечает директор по регуляторно-правовому обеспечению компании «Киевстар» Андрей Осадчук.

«Ни Госспецсвязи, ни национальный центр на сегодняшний день не смогут управлять сетями операторов, потому что технически к этому не готовы», — говорит еще один собеседник в крупном операторе.

Кроме того, так и не были прописаны правила, на основании которых центр взаимодействует с операторами. «Поэтому операторы, получив какие‑то требования, могут выкинуть эти бумажки в мусор», — уверен Гончарук.

«В Украине никогда не объявляли ЧП, детальная регуляторная база под такие мероприятия не прописана. Перечня услуг, которые могут быть ограничены, так же нет», — подтверждает Осадчук.

«Мы своей сетью управляем и будем управлять сами. В чрезвычайных ситуациях от нас могут потребовать предоставить дополнительные возможности связи в интересах государства, например выделить дополнительные каналы связи», — отмечает начальник отдела по связям с общественностью МТС Виктория Рубан. Но в любом случае, по ее словам, это произойдет не за счет ограничения услуг, которые предоставляются абонентам.

«Реализовать на практике отключение абонентов нельзя. В случае объявления чрезвычайного положения от операторов могут потребовать, главным образом, обеспечивать связью госорганы», — поясняет Юрий Гончарук.

В Госспецсвязи сегодня долго рассматривали запрос «Капитала», но под конец дня ответ так и не прислали, а на телефонные звонки пресс-служба перестала отвечать после 18:00.


capital.ua
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments
Кабмин разработал проект постановления, которое будет регламентировать блокировку сайтов. На данный момент проект рассматривается в ряде госорганов, в том числе — в НКРСИ, которая будет принимать решения по отключению сайтов, нарушивших закон, на основании экспертного вывода.

Согласно тексту документа (имеется в распоряжении AIN.UA), состав экспертной комиссии, от которой будет зависеть отключение сайтов, будут формировать СБУ, МВД, Госфинмониторинг и (по желанию) Нацкомиссия по фондовому рынку. Этим госорганам предписывается определить экспертов (не менее двух человек) и в течение двух дней после вступления постановления в силу сообщить о них НКРСИ.

Как известно, закон предписывает блокировать сайты, которые распространяют информацию, нарушающую закон. В проекте установлен перечень такой информации:

экстремистская информация
публичные призывы к совершению теракта
закрытая информация органов государственной власти
медицинская информация о должностных лицах
клевета
информация, которая распространяется с нарушением тайны переписки, телефонных разговоров и проч.
информация, нарушающая авторские права
конфиденциальная информация о судьях, милиции, других должностных лицах
информация, которая содержит «незаконное использование инсайдерской информации»
информация, обидная/неуважительная по отношению к судьям или судопроизводству
информация, которая хранится в информационных системах в бумажной или электронной форме
информация, которая содержится в системе депозитарного учета ценных бумаг
неправдивые или неточные данные о субъекте хозяйствования, в том числе — о его товарах и некоторые другие виды информации.

Согласно тексту документа, вопрос о блокировке сайтов может поднять любое физическое или юридическое лицо (направляет экспертам письменное обращение). Но эксперты могут и сами инициировать перед НКРСИ вопрос об ограничении доступа к ресурсу.

В письменном обращении должно содержаться:

короткое описание информации, которая противоречит закону
ведомости о сайте-нарушителе.

Если обращение — к Укргосреестру (касательно информационных сайтов, которые не зарегистрированы как информагентства), в нем должны содержаться ведомости о данном ресурсе.

К письменным обращениям можно добавлять распечатанные из интернета материалы (очевидно, имеются в виду скриншоты, которые украинские нотариусы заверять пока не могут). Эксперты могут высылать выводы в НКРСИ в письменной или электронной форме (с ЭЦП).

НКРСИ на протяжении 7 рабочих дней со дня получения выводов эксперта (или письма из Укргосреестра про незарегистрированное информагентство) принимает решение о блокировке сайта. В решении комиссии должны содержаться: правовые основания принятия решения, основания для ограничения доступа к сайту. Все решения будут публиковаться на сайте комиссии.

Комиссия может принимать такие решения только относительно зарегистрированных операторов или провайдеров связи. Решение вступает в силу в день, когда оно опубликовано на сайте НКРСИ. Оператор связи должен отключить сайт в тот же рабочий день, когда решение было обнародовано на сайте.

Восстановить доступ к сайту телеком-компании смогут только в двух случаях: когда эксперт (или Укргосреестр, когда речь идет об информагентствах) отозвал свой вывод или же когда решение было оспорено в суде.

В ИнАУ призывают госрегулятора не торопиться с рассмотрением этого документа, равно как и нормы о лицензировании интернет-провайдеров. Срочное рассмотрение этих ограничений, по мнению отраслевой ассоциации, «уничтожит доверие» между рынком и регулятором. В ИнАУ предлагают комиссии отложить рассмотрение этого документа до того, как ВР окончательно решит вопрос с законом о блокировке сайтов.

Напомним, скоро в Украине можно будет закрывать сайты без решения суда и сажать на три года за так называемый экстремизм в соцсетях. Соответствующий закон в спешном порядке приняла Верховная Рада 16 января этого года. Кроме того, проект обяжет абонентов связи заключать договор с оператором при покупке SIM-карты.

http://ain.ua/2014/01/27/510391
Верховная Рада отменила скандальные законы, которые могли ограничить доступ к ресурсам в интернете и свободу слова

Верховная Рада Украины отменила законопроект №3879, принятый 16 января этого года "ручным" голосованием, который предусматривал внесение ряда серьезных изменений в законы Украины. Напомним, что нововведения включали в себя возможность блокировать доступ к интернету по решению НКРСИ, необходимость регистрировать сайты, которые создают информационные продукты, как информагентства, понятие "клеветы" и ответственность за неё, а также ряд изменений, которые ограничивали права и свободы граждан. За отмену законопроекта №3879 без обсуждения проголосовал 361 депутат Верховной Рады Украины.

Таким образом, народные депутаты отменили следующие законы:

- №721-VII "О внесении изменений в Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" и процессуальные законы о дополнительных мерах защиты безопасности граждан";
- №724-VII "О внесении изменений в регламент Верховной Рады Украины";
- №723-VII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме";
- №725-VII "О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины (относительно заочного уголовного производства)";
- №726-VII "О внесении изменения в закон Украины "О бесплатной правовой помощи" об отсрочке вступления в силу положений пункта 6 раздела VI "Заключительные и переходные положения";
- №727-VII "О внесении изменения в статью 197 Налогового кодекса Украины об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость операций по ввозу на таможенную территорию Украины природного газа";
- №728-VII "О внесении изменений в статью 297 Уголовного кодекса Украины относительно ответственности за осквернение или разрушение памятников, воздвигнутых в память тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны, советских воинов-освободителей, участников партизанского движения, подпольщиков и жертв нацистских преследований, а также воинов-интернационалистов и миротворцев";
- №729-VII "О внесении изменения в Уголовный кодекс Украины относительно ответственности за отрицание или оправдание преступлений фашизма";
- №731-VII "О внесении изменений в закон Украины "Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания лиц по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний".

http://itc.ua/news/verhovnaya-rada-otmenila-skandalnyie-zakonyi-kotoryie-mogli-ogranichit-dostup-k-resursam-v-internete-i-svobodu-slova/